apeha.ru и рынок мобильных игр
Не так давно всем любителям игровой индустрии был представлен публичный отчет, выполненный 2 авторитетными и преуспевающими компаниями.
Кратко изложим основные моменты:
– в мобильные игры (в обычные игры на мобильных устройствах или мобильные версии игр, изначально созданных для других устройств) играет более 75% всех геймеров; иными словами, 3 геймера из 4 (или даже 4 из 5) играют на своих айфонах-айпедах-андроидных девайсах и прочих приставках;
– рынок постоянно растет последние 5 лет (причем прирост колоссален – от +80 до +210 процентов в год; иными словами, если в 2010 году все мобильные геймеры страны тратили условно 1000 долларов, то в 2011 – уже 3000 долларов, а еще через год – 5500!),
– более половины геймеров – постоянно работающие(!) люди; если прибавить к ним людей с частичной занятостью и фрилансеров, то общая доля людей, имеющий определенный доход составит, 66%, или 2/3 от всех геймеров.
Теперь проверим, насколько совпадают тенденции развития рынка (“mainstream”, англ. “основное течение”) и вектор развития проекта, в котором находимся все мы (“sonderweg”, нем. “особый путь”), приводя попутно цитаты от современных экспертов в области игростроения – разработчиков, дизайнеров, сценаристов и даже чиновников. Мы не будем указывать места их работы (во избежание, так сказать, сами_знаете_чего). Также мы будем цитировать упомянутый выше отчет. В конце каждого подобного сопоставления мы будем делать вывод, держится ли игра в русле мейнстрима или администрация предлагает свой оригинальный взгляд на вещи.
Отчет MG:
– Мобильные версии сайтов и игр во многих случаях популярнее обычных пк-версий… [при этом] сегодня потребитель мобильных игр требует все более качественных игр – с интересной механикой, качественной графикой и сценарием.
К сожалению, мобильной версии у Арены нет; приложений в соцсетях или онлайна-супермаркетах также нет. Хорошо это или плохо – пусть каждый читатель сам ответит на этот вопрос. Но очевидно, что многие игроки хотели бы играть через свои телефоны и планшеты, не испытывая проблем вроде неудобного скроллинга, невозможности ввести флеш-пароль, большого расхода траффика.
В общем, sonderweg в чистом виде.
Гамильтон Чу:
– Атмосфера передается через геймплей, арт, звуки.
Передается ли атмосфера фентези-мира через геймплей в Арене – это дискуссионый вопрос, он требует отдельного рассмотрения. Для простоты ответим положительно.
Насчет арт-концепции, однако, мы ответить утвердительно не сможем, так как
– лес выглядит далеко не так сказочно красиво, как мог бы
– некоторые картинки не менялись более 10 лет (пример 1, пример 2 – видите эти пиксельные лесенки? пример 3); щит пантеры выглядит замечательно, но он на 16 уровне, а начинающие игроки обычно видят предметы 1-4 уровней
– персональные образы выглядят негармонично: 2д, 3д, фентези, аниме, худ.фильмы, игры, анимационные, статичные…
Звуков же в игре нет вовсе (хотя предложения ввести их регулярно поступают от игроков уже несколько лет).
Sonderweg.
Дмитрий Веретельников:
– Любой хороший интерфейс должен быть понятным и эффективным. Очень здорово, когда интерфейс не только помогает решить проблему, но и ощущается максимально комфортно для пользователя — когнитивное и физическое сопротивление при его использовании стремится к нулю.
По факту же мы имеем следующее: тема 1, тема 2, тема 3, классика жанра, тема 5, тема 6… И это лишь первая страница форуме в разделе “Предложения”! Некоторые – самые простые, реализуемые за несколько минут работы программиста – инновации (вроде добавления поиска вещей с камнями +35/175%) ждут своей реализации уже несколько месяцев. А ведь если браться за оптимизацию игры под мобильные устройства или разработку мобильного приложения, то над интерфейсом придется особенно детально работать!..
Sonderweg.
Депутаты Европейского Экономического союза:
– Надо отделить бесплатные игры от игр со встроенными покупками.
Иными словами, игры со встроенными покупками должны будут (по замыслу чиновников) рекламировать себя особым образом, а также не должны стоять в онлайн-магазинах, в соцсетях и всяких игровых каталогах рядом с действительно бесплатными играми. В описании самого проекта сказано следующее:
Что же такое Арена? Арена – это уникальная в своем роде on-line игра, и уникальна она тем, что в ней совмещены увлекатательная игровая часть с мощной тактической составляющей, а также присутствует хорошо развитая социально-экономическая структура взаимоотношений между игроками.
То есть нигде не сказано, что игра полностью бесплатна с одной стороны, а с другой – проект не пытается мимикрировать ни под платные, ни под бесплатные игры. Если предположить, что проект находился бы в европейском правовом пространстве, никаких претензий парламентарии, вероятно, не имели: рекламы в сми или на тв со словами “играй бесплатно нет”, а претензий вида “ваше приложение стоит в каталоге бесплатного софта в AppStore, хотя его там быть не должно” вообще не актуальны за отсутствием подобных приложений, о чем мы уже писали выше.
Mainstream (условно).
Гамильтон Чу:
– Надо как можно быстрее отсечь плохие идеи и сосредоточиться только на лучших. На геймдизайнерские тесты ушло от шести до девяти месяцев. Мы просто садились за стол и играли.
Ключевое слово – “тесты”. Известно, что в прошлом подобные тесты были (это и пробные осады в 2007 году, и легендарный город Нордленд, и, как говорят старожилы проекта, тестовые бои с обкаткой первых артов). Однако сегодня подобной публичной практики мы не видим, за исключением тестовых боев с ботами на Острове (что, однако, не исключает того, что могут иметь место скрытые, недоступные глазу простого пользователя тесты и проверки). Самый тривиальный пример – недавнее нововведение с ограниченным числом клонов в осадах и нападениях. Непродолжительное время, что действовала данная система, фактически и стала тестом, этаким экспериментом в “боевых условиях”. В итоге был совершен откат.
В общем, и не mainstream и не sonderweg.
Сергей Бабаев:
– «Как позвать друга?» — первый вопрос, который вы увидите в чате, или по крайней мере — первый, на который стоит обратить внимание.
В Арене привлечение друзей стимулирует (бонусы от рефералов). Однако нет механизма, позволяющего заняться рассылкой инвайтов непосредственно из игры: нет инструмента рассылки, нет возможности выслать приглашение другу в соцсети. Доступна только реферальная ссылка – и все. Все действия с ней игрок вынужден делать в других окнах – в мессенджерах, на других сайтах, на других почтовых и рекламных сервисах. Очевидно, этого недостаточно.
Sonderweg.
Сергей Бабаев:
– Средняя сессия игроков, сбившихся в команды, на 30-50% продолжительнее средней сессии одиночек.
В Арене вместе можно быть в кланах (но лишь с 5 уровня), можно вместе ходить в лес (но валить ботов можно либо в жестком обкасте, либо опять же с 5 уровня) и… и все. Вы не можете воевать со своим приятелем рука об руку: групповые бои крайне непопулярны и не видно никаких шагов, направленных на их популяризацию, а в хаоте вы можете оказаться со своим другом по разные стороны, что, во-первых, не всем по душе и, во-вторых, лишь провоцирует, а никак не предотвращает раскачки. Хотя до 5 уровня можно раскачаться довольно быстро. Совместный крафт на малых уровнях также недоступен: чтоб один охотился, а второй перерабтывал шкуры, надо подрасти.
Очевидно, sonderweg.
Мобильная апеха? Пффф. НОВЫЙ ДИЗАЙН!
А звуки, имхо, тут нафиг не нужны.
Геймплей вообще никак с фэнтези не связан. Орки, сажающие клубнику (нежные, ранимые орки). Хоббиты, отбирающие рыбу на пристани (Горлум штоле). И все в таком духе
А насчет друзей-приятелей – так сами игроки напрямую виноваты в том, практически любое совместное мероприятие ныне является потенциальной прокачкой. Когда началась массовая “гонка левелов” и массовые блоки, народ стал активно качать мелких персов. Атмосферу “детсадовских” Утеса и Сморки напрочь убили упоротые и наглые “экс-топы”, особенно из воюющих кланов.
Совместные бои
В групповых боях народ будет заходить за ту команду, которая явно сильнее. Экспа – это наше все. Создать более-менее сбалансированных противников очень трудно. А два-три раза собрались – все, за вами выезжают драконы :)
Давным-давно расовые бои эпичные были, но с размытием границ между расами их “фишка” попросту потеряла ценность.
все это очень хорошо. но чем быстрее будут вводится различные фишки, тем быстрее игра изживет себя, впрочем это случилось уже года два назад
Как всегда супер статья__)
Понравилось про шмот 1-4 лвла) Ну и конечно про форум с предложениями) осуществимыми за 1 час работы)
Господа)
Появление логотипов В F T спустя годы массового их использования это практически прорыв для Апехи)))Нам так долго говорили, что Апеха лучшая и на протяжении многих лет занимает первое место в рейтинге онлайн игр, что мы и сами верили в это, когда это было уже не так. А тут раз и “интеграция с соцсетями”))
Это наводит на положительные мысли, хотя конечно момент глубоко упущен, надежда хоть и малюсенькая на то что владельцам удастся вернуться в мейнстрим остается)))
и еще потрясает тот факт, что все предложения игроков игнорируются с 100% результатом.
Правде есть какая-то мифическая часть жителей Апехи, благодаря которым мы получаем все нововведения) Правда простые смертные о них не слышали никогда)